Песочная терапия

Поделиться
Детские песочные миры

Наверняка каждый взрослый в детстве любил играть с песком — строил замки или целые города, прокапывал реки и тоннели, увлеченно искал или же наоборот прятал под песком клады. И совершенно не задумывался о том, что таким образом он выражал свои чувства и отношение к внешнему миру, искал выход из сложных ситуаций и, более того, с большой вероятностью находил их. Всё это лежит в основе такого эффективного метода диагностики как песочная терапия.

Помимо творческого процесса и прекрасной работы воображения, игры с песком позволяют создать мост от бессознательного к сознательному, от внутреннего мира к внешнему, от духовного к физическому.

Песочная терапия помогает высказать то, на что не хватает слов. При помощи песка, воды и фигурок внутренний образ, часто скрытый в подсознании, становится зримым во внешнем творении.

История создания метода «Песочная терапия»

В 20-х годах XX века английский педиатр Маргарет Ловенфельд впервые описала игру с песком как методику консультирования. Она использовала терапию в работе с психологически неблагополучными детьми. На заполненном песком подносе дети создавали композиции, используя воду, миниатюрные фигурки и предметы, находящиеся вблизи от импровизированной песочницы. Маргарет Ловенфельд предлагала детям построить на песке «Свой мир». 

Благодаря швейцарскому юнгианскому детскому психотерапевту Доре Калфф, сформулировавшей теоретические принципы юнгианского подхода для песочной терапии, методика получила широкое распространение. Дора небезосновательно считала, что песочные картины могут многое рассказать о душевном состоянии человека.  Психолог Дора Калфф говорила, что  «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». 

Дора Калфф ввела ныне действующий стандарт на размер и цвет песочницы, расположила ее на столе для более удобного использования и визуального восприятия всей создаваемой композиции, указала на необходимое наличие кувшина с водой и миниатюрных фигурок, располагаемых на полках вблизи от песочницы. Она назвала разработанную технику «Sandplay», более известную в настоящее время как «Песочная терапия».

Сначала Дора использовала игры с песком в работе с детьми, затем начала применять их и со взрослыми. Со временем данная техника получила широкую известность, эффективно используется психологами  при работе с детьми и взрослыми.

Как работает песочная терапия?

Для многих людей, и особенно для детей, выражение мыслей словами является трудновыполнимой задачей. Однако имеется еще целый арсенал способов их передачи – жесты, мимика и, конечно, использование творческих способов самовыражения. Рисование, лепка — помогают выстроить мост между внешним и внутренним мирами, отражая внутренний образ в созданном руками творении. Именно это и является основным принципом песочной терапии.

Песочная терапия

Для песочной терапии используется множество разнообразных фигурок – люди, животные, растения, транспорт, здания и мосты, кубики, реальные и сказочные персонажи, красивые и ужасные, из естественных материалов и созданные человеком – все, что может пригодиться для сотворения своего мира.

Выбирая фигурки для создания композиции, ребенок или взрослый может отождествлять с ними себя или конкретную ситуацию в своей жизни, расставлять элементы в определенном порядке, предпочитать конкретные местоположения для каждой из них.

Стоит принять во внимание, что каждая фигура многозначна в своем определении. Например, рыба может символизировать как молчание, так и плодородие, а если она «золотая», то еще и исполнение желаний. Она может быть расположена в воде, а может «задыхаться» на песке или вовсе быть закопана. 

Картины построенные клиентами и рассказы, которым сопровождается  процесс построения «миров», дает психологу массу полезной информации для точной интерпретации психического взрослого или ребенка. Специалист направляет созидательную энергию ребенка на развитие личности, создавая для этого все необходимые условия.

Управляя фигурками и объектами, ребенок или взрослый может выразить то, что у него не получается передать словами – как он относится к себе, родителям и окружающим его людям, к определенным событиям в его жизни. И, перестраивая в процессе игры свой «песочный» внутренний мир, клиент также делает это внутри себя, постепенно принимая свои страхи и осознавая внутренние противоречия.

Эффективна ли песочная терапия при работе с дошкольниками?

Песочная терапия  очень эффективна в работе с детьми, ведь девочкам и мальчикам сложно еще  выражать свои мысли и чувства словами.  

Песочная терапия для детей – это игра, полет детской фантазии, творческий процесс, подкрепленный бессознательным. Здесь нет правил и определенных техник, а потому нет и поводов для расстройства малыша – все, что он делает, правильно и необходимо. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир в живом трехмерном пространстве, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом. 

Несомненное преимущество данной техники в том, что ее можно использовать с самого раннего детства. Это позволит родителям узнать о том, как видит окружающий мир их малыш, чего он боится и о чем переживает. Все актуальные мысли ребенка покажут ожившие персонажи песочной игры.

Кому полезна песочная терапия?

1. Песочная терапия полезна всем детям — групповые и индивидуальные занятия в педагогической песочницей с обычным и кинетическим песком.

2. Песочная терапия эффективна в процессе консультирования  и диагностики при следующих проблемах: 

  • Невротические нарушения: повышенная тревожность,  у детей — энурез, тики, заикания, СДВН и прочие
  • Фобии, страхи, тревожность, панические состояния
  • Кризисные ситуации (утрата, разлука, развод, рождение детей и др.)
  • Нежелание рассказывать о себе
  • Конфликтные ситуации
  • Замкнутость, подавленность, низкая самооценка
  • Различные межличностные и внутриличностные конфликты

Какие преимущества метода песочной терапии?

  • Помогает увидеть свой внутренний мир, разобраться в себе
  • Способствует навыку самостоятельно находить пути выхода из сложных ситуаций
  • Формирует чувство комфорта
  • Развивает творческий потенциал
  • Снимает мышечное напряжение
  • У детей развивает образно-логическое мышление, мелкую моторику рук
  • Формирует образно-логическое мышление
  • Тренирует мелкую моторику рук
  • Снимает мышечное напряжение

Есть ли противопоказания к использованию песочной терапии?

  • Эпилепсия или шизофрения
  • Кожные заболевания и порезы на руках

Всегда ли целесообразно использовать песочную терапию со взрослыми?

Нет, это один из методов работы, эффективность которого зависит от запроса клиента и этапа консультирования/терапии.

Все ли дети соглашаются строить свои «песочные миры»?

Да, дети очень любят игры с песком, легко соглашаются на предложение построить «сказку на песке».

Сколько понадобится консультаций у психолога?

Необходимое количество консультаций зависит от возраста клиента и проблемы, с которой он обращается.

Добавить комментарий